Состав языка

Любой язык программирования подобен языку человека. Как и в нашем с вами языке (русском, английском и так далее), в языке программирования можно выделить алфавит, слова и предложения. Но язык программирования в отличии от языка человека гораздо проще и подчиняется жестким правилам. Это обусловлено примитивностью вычислительной техники: компьютер — не человек, домыслить ничего не может и обрабатывает только такой набор команд, который трактуется однозначно.

Итак, разберем базовые понятия языка С# и начнем с основы основ в любом языке — его алфавита.

Алфавит языка — это тот набор символов (знаков), который допустим в данном языке. В алфавит языка C# входят:

Из отдельных символов алфавита языка строятся более крупные блоки программы: лексемы, директивы препроцессора и комментарии.

Лексема — это последовательность из одного или несколько символов, представляющая определенный смысл. Лексемам в языке человека соответствует понятие слово. В литературе, посвященной трансляции с языков программирования, часто используется термин токен, имеющий тот же смысл. Существует несколько видов лексем:

Идентификатор — это последовательность букв, цифр и символов подчеркивания. Идентификаторы используются для обозначения имен объектов, используемых в программе. Всё, что применяется в программе, имеет имя. Имена (названия) имеют константы, переменные, методы, классы и т. д. Имя не может начинаться с цифры. Длина имени произвольная. Ограничения накладываются только на внешние имена, например, на имена библиотек, но это ограничения не языка C#, а операционной системы. В идентификаторах допускается применять национальные шрифты, например, русские буквы, но это нежелательно.

Замечание. В традиционных языках программирования (C, Паскаль и другие) символы национальных шрифтов можно применять только в качестве символов-констант (например, 'Я'), в символьных строках ("Это строка") и комментариях. В C# символы национальных шрифтов допустимы и для обозначения имен (идентификаторов). Это повышает читаемость программы, но создает дополнительные проблемы. Ведь служебные слова по-прежнему состоят только из латинских букв. Попробуйте сами набирать текст программы, где в каждом предложении необходимо многократно переключаться с русского языка на английский!

Ключевые слова — это служебные слова, которые зарезервированы в языке, их можно использовать только по прямому назначению (например, for — это заголовок оператора цикла и ничего более), т. е. зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имен переменных пользователя. Ключевые слова, определенные в стандарте языка C# версии 2.0, приведены в таблице ниже:

Таблица 1. Ключевые слова C#

abstract

as

base

bool

break

byte

case

catch

char

checked

class

const

continue

decimal

default

delegate

do

double

else

enum

event

explicit

extern

false

finally

fixed

float

for

foreach

goto

if

implicit

in

int

interface

internal

is

lock

long

namespace

new

null

object

operator

out

override

params

private

protected

public

readonly

ref

return

sbyte

sealed

short

sizeof

stackalloc

static

string

struct

switch

this

throw

true

try

typeof

uint

ulong

unchecked

unsafe

ushort

using

virtual

void

volatile

while




Знаки операций — это один или несколько символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции не может быть пробелов (пробел — это всегда разделитель). Например, в выражении x+y знак + означает операцию сложения, а x и y являются операндами. Операции и знаки, их означающие, мы будем изучать по мере необходимости.

Операнд — это константа, переменная или вызов метода (функции). Операнды, связанные знаками операций, образуют выражения. Понятие «выражение» в языке программирования соответствует понятию «словосочетание» в языке человека. Тип выражения определяется типом операндов.

Разделитель используются для разделения или для группировки элементов. Примеры разделителей: пробелы, скобки, точка, запятая.

Литералы (константы)— это величины, которые неизменны. В C# допустимы целые, вещественные, символьные, строковые, логические константы и константа null. Компилятор определяет тип константы по ее внешнему виду. Примеры констант всех допустимых типов:

Таблица 2. Константы C#

Константа

Примеры

Пояснения

целые

10 25


вещественные

1.5

1.1e-5


символьные

'A' '?'


строковые

"слово"


логические

true,

false

Означают: истина, ложь

Константа

null

null

Ссылка, которая не указывает ни на какой объект

Рассмотрим константы различных типов немного подробнее.

Целые числа могут записываться в десятичной системе счисления либо в шестнадцатеричной. Во втором случае в начале числа ставятся символы 0x или 0X.

Вещественные числа записываются только в десятичной системе счисления, но в двух формах: с фиксированной точкой и с порядком.

Символьная константа представляет собой любой символ в кодировке Unicode. Под символ отводится 2 байта. Имеется 4 формы записи символьных констант:

Управляющая последовательность (по-другому — escape-последовательность) представляет собой определенный символ, перед которым стоит обратная косая черта (обратный слэш). При этом два эти знака считаются за один символ. Escape-последовательности необходимы для обозначения символов, не имеющих графического представления (например, \n — переход на новую строку), а также для символов, которые имеют специальное значения в символьных и строковых константах, например, апостроф. В таблице ниже приведены все допустимые значения управляющих последовательностей.

Таблица 3. Управляющие последовательности символов

Escape-последовательность

Описание

\a

Звуковой сигнал (звонок)

\b

Возврат на одну позицию (забой)

\f

Подача страницы (для перехода к началу следующей странице)

\n

Переход на новую строку

\r

Возврат каретки

\t

Горизонтальная табуляция

\v

Вертикальная табуляция

\0

Нуль-символ

\'

Апостроф (одинарная кавычка)

\"

Двойная кавычка

\\

Обратная косая черта

Комментарии

Комментарии — это фрагменты программы, которые не обрабатываются компиляторов, а используются для пояснения текста программы. В языке C# имеются те же виды комментариев, что и в C++, а так же появился новый вид. Перечислим их.

1)Однострочный комментарий — начинается с двух символов «косая черта», например:

// это комментарий в одну строку

2)Многострочный комментарий — начинается с пары символов /* и заканчивается парой */. Пример:

/* Большой

комментарий

*/

3)Комментарии для автоматической генерации документации в XML-формате. Они начинаются с трёх символов «косая черта». Например,

///<summary>

///This is Alfa class

///</summary>



Назад
На верх
Вперёд
Hosted by uCoz